Неделя Германии на телеканале «Россия К»

08 апреля 2013   //   Культура

Повседневная жизнь германской столицы в конце 1930-х годов. То, о чем редко пишут историки, о чем трудно узнать из солидных научных трудов. Жизнь простых людей за шаг до катастрофы. Премьерный документальный фильм «Москва – Берлин» (15-18 апреля, 23:00) режиссера Юрия Кузавкова рассказывает о повседневной жизни нацистской Германии тридцатых годов. Девять «свидетелей времени» откровенно делятся своими воспоминаниями. Кем были эти люди, сошедшиеся в смертельной схватке самой кровавой войны ХХ века? Чем они жили? О чем мечтали? Жизнь немцев предстает во всем ее многообразии: семейный быт, отдых, увлечения, воспитание детей, работа.

1-я серия. Январь 1933 года. Немцы еще полны надежд на улучшение жизни, они горят желанием преодолеть позор поражения в Первой мировой войне. Речь пойдет о том, как постепенно национал-социализм входил в кровь и плоть немецкого обывателя, как граждане, обольщенные появлением работы, улучшением жилищных условий, преодолением инфляции поверили и поддержали новую власть.

2-я серия. Из речи Гитлера: «Когда противник говорит: «Я не перейду на вашу сторону», я спокойно отвечаю: «Ваш ребенок уже принадлежит нам… Вы уйдете. Но ваши потомки уже стоят в новом лагере. Очень скоро они не будут знать ничего, кроме нашего нового общества». Именно дети, подростки, молодежь стали основной мишенью пропаганды. О создании и работе молодежных организаций – Гитлерюгенда и Союза немецких девушек.

3-я серия. «Единство нации строится на счастливой и полноценной, расово чистой семье» – такова была одна из основных государственных доктрин. Однако для миллионов немцев этот лозунг обернулся подлинной трагедией. У фрау Душеляйт было три сына. После войны остался в живых лишь средний – Отто, который и рассказал историю обычной немецкой семьи.

4-я серия. Искусство Третьего Рейха стремилось воспитать сверхчеловека. Для этого нужно было совсем немного – всего лишь отбросить «устаревшие» моральные нормы. В основе фильма – воспоминания Габриелы Лич-Анспах. В самый разгар войны она, вместе с небольшой группой своих соотечественников, в университете Берлина учила русский язык. И именно этот факт помог ей сохранить свою личность в эпицентре «нацистского эксперимента».

В фильме использованы уникальные материалы из собрания Госфильмофонда России, Земельного архива Берлина, Архива Шпандау, Берлинской государственной библиотеки, частных архивов. В роли Рассказчика – Даниил Страхов.


Небольшой остров на реке Шпрее, оказавшийся на границе двух миров – Восточного и Западного Берлина, стал центром главных музейных и архитектурных инноваций начала ХХI века, пространством жарких дискуссий о развитии городской среды и интерпретации культурного наследия. Беспрецедентно масштабная реконструкция расположившихся здесь пяти крупнейших музеев Германии и связанной с ними городской среды привлекает сегодня внимание всего мира. Документальный фильм «Берлин. Музейный остров» (15 апреля, 23:50) рассказывает о знаменитом берлинском Museumsinsel – Музейном острове. Здесь размещены пять крупнейших музеев страны – Боде, Старый музей, Пергамский музей, Старая Национальная галерея и Новый музей.

Суть реконструкции – формирование насыщенной среды, в которой единство и преемственность мировой культуры представлены через совокупность знаковых артефактов и ярких архитектурных решений. Главным носителем концепции является мастер-план реконструкции музейных зданий и развития территории острова, разработанный группой архитектурных бюро и принятый Советом Фонда прусского культурного наследия в 1999 году. Он предусматривал систему мероприятий по улучшению имеющихся зданий, их архитектурное объединение в музейный ансамбль и реорганизацию многочисленных коллекций. В 1999 году уникальный архитектурный и культурный ансамбль был включен во Всемирное наследие ЮНЕСКО. В фильме принимают участие: автор мастер-плана реконструкции Музейного острова, выдающийся британский архитектор Дэвид Чипперфильд, президент Гете-Института Клаус-Дитер Леманн, президент Фонда прусского культурного наследия Герман Парцингер, архитекторы Сергей Чобан, Александр Шварц, Франко Стелла, Бернхард Шульц.


Режиссер Райнер Вернер Фассбиндер был одним из лидеров «нового немецкого кино» – направления в послевоенном западногерманском кинематографе, связанном с возрождением национального киноискусства. За свою недолгую жизнь он снял более 40 фильмов, многие из которых стали классикой. «Мои фильмы часто критикуют за пессимизм, – говорил Фассбиндер. – На самом деле, я показываю людям, что все идет не так, как надо, потому что стремлюсь предупредить: так и будет, если они не изменят свои жизни. Показав, как работают механизмы происходящего, я хочу заставить людей осознать необходимость изменения их собственной реальности. И тогда окончательный результат будет положительным. Разве это пессимизм?» В ретроспективу фильмов режиссера, приуроченную к Недели Германии на телеканале «Россия К», вошли ленты «Отчаяние», «Больвизер», «Я только хочу, чтобы меня любили» (16-18 апреля, 23:50).


Документальный фильм «Письма из русского Вердена» (19 апреля, 23:00) описывает историю Ржева – небольшого российского города, ставшего ареной крупнейшего сражения двух армий в 1941–1943 годах. Город был стерт с лица земли, подобно французскому Вердену во время Первой мировой войны. За 17 месяцев оккупации из 20 тысяч жителей во Ржеве осталось всего около двухсот человек. Долгое время о трагедии Ржева и неудачах нашего военного командования молчали, скромно называя то, что там произошло, «боями местного значения». Документальных свидетельств, снятых на фото- или кинопленку, практически не осталось. Но остались рисунки и письма домой немецкого художника Франца-Йозефа Лангера, попавшего на Восточный фронт, в город Ржев в 1942 году. После окончания войны Франц-Йозеф Лангер решил забыть все, что увидел, и спрятал свой архив. И только после его смерти в 1981 году его дети находят письма и рисунки и возвращают их в Россию. В фильме жители вспоминают о городе во время войны, удивительным образом совпадая со свидетельствованиями художника. Вспоминают о войне и старые немецкие солдаты, и потомки погибших, спустя 70 лет приехавшие во Ржев искать могилы своих родных и близких.


Также в рамках Недели Германии в эфире канала «Россия К» прозвучат произведения немецкого композитора и пианиста Иоганнеса Брамса. 15 апреля в 17:40 – Концерт для фортепиано с оркестром №1 в исполнении Дениса Мацуева и Российского национального оркестра, дирижер Джанандреа Нозеда. Национальный филармонический оркестр России под руководством Владимира Спивакова исполнит один из шедевров романтической музыки – Симфонию № 4 (16 апреля, 17:40). Программа концерта «Сонатный вечер в Вербье» (17 апреля, 17:40) состоит из двух камерных сонат Иоганнеса Брамса. Сонату для скрипки и фортепиано №3 ре минор, соч. 108 исполнят Саяки Сёдзи и Нельсон Гёрнер, а Сонату для альта и фортепиано ми-бемоль мажор, соч. 120 – Юрий Башмет и Евгений Кисин. Симфония №2 (18 апреля, 17:40) прозвучит в исполнении Академического симфонического оркестра Московской филармонии под управлением одного из лучших дирижеров современности Семена Бычкова.